Аффиксы принадлежности

  Единственное число Множественное число
1е лицо -м(-ым, -им, -ум, -үм) -быз(-биз, -буз, -бүз, -ыбыз,
-ибиз, -убуз, -үбүз)
2е лицо -ң(-ың, -иң, -ун, -үн) -ңар(-ңер, -ңор, -ңөр)
-ыңар(-иңер, -уңар, -үңөр)
2е лицо (веж.форма) 

-ңыз(-ңиз, -ңуз, -ңүз)

-ыңыз (-иңиз, -уңуз,

-ңыздар (-ңиздер, -ңуздар,
-ңүздөр)

-ыңыздар (-иңиздер, -уңуздар, -үңүз) -үңүздөр)

3е лицо -сы(-си, -су, -сү) -сы (-си, -су, -сү)
-ы(-и, -у, -ү) -ы (-и, -у, -ү)
-сы(-си, -су, -сү) -сы (-си, -су, -сү)
-ы(-и, -у, -ү) -ы (-и, -у, -ү)

Отдельные аффиксы принадлежности омонимичны аффиксам сказуемости, отличаясь от них формально только акцентуацией, так как аффиксы сказуемости безударны, а аффиксы принадлежности, занимая конечную позицию в словоформе, имеют ударение. Аффикс принадлежности 1-го лица множественного числа омонимичен аффиксу сказуемости, сочетающемуся с именами: атабыз ‘наш отец’ — атабыз ‘мы отцы’; аффиксы принадлежности 2-го лица множественного числа (простая форма) и оба аффикса вежливой формы омонимичны аффиксам сказуемости повелительного наклонения: атыңыз ‘ваша лошадь’ — атыңыз ‘стреляйте’. Исторически аффиксы принадлежности, как и аффиксы сказуемости, восходят к личным местоимениям.

В структуре слова аффиксы принадлежности занимают определенное место: они следуют за аффиксом множественного числа и предшествуют падежным аффиксам: үй ‘дом’ — үйүм ‘мой дом’ — үйүмдө ‘в моем доме’ — үйлөр ‘дома’ — үйлөрүм ‘мои дома’ — үйлөрүмдө ‘в моих домах’.

Наличие категории принадлежности и выражение ее специальными аффиксами тесно связано с наличием особой синтаксической конструкции и особого вида синтаксической связи между ее членами, получившей название изафета. Эта конструкция по типу отношений между компонентами является определительной, связь же между компонентами — двусторонней и обусловлена особыми формами определения и определяемого.

Определение в изафетной конструкции стоит в форме родительного падежа, которого требует определяемое, а определяемое имеет аффикс принадлежности, соответствующий лицу и числу определения. Если в роли определения выступает местоимение, то определяемое может принимать аффикс принадлежности любого лица и числа в соответствии с семантикой местоимения. Если же в роли определения выступает имя существительное или субстантивированная часть речи, то опредрляемое принимает аффикс принадлежности 3-го лица: менин атам ‘мой отец’, сенин энең ‘твоя мать’, сиздин агаңыз ‘ваш брат’, анын эжеси ‘его, ее сестра’, биздин мектеп ‘наша школа’, силердин шаарыңар ‘ваш город’, сиздердин мугалим ‘ваш учитель’, алардын малы ‘их скот’, жумушчунун үйү ‘дом рабочего’, окуучунун китеби ‘книга ученика’ и т. д.

Аффиксы принадлежности имеют широкую сферу употребления. Основная грамматическая семантика — обозначение лица обладателя. Однако само понятие обладателя толкуется довольно широко: в одном случае это реальный обладатель (китебим — ‘моя книга’, т. е. книга, которая мне принадлежит), в другом — скорее сам предмет, названный именем с аффиксом принадлежности, является обладателем определенного лица (өлкөм ‘моя страна’, т. е. страна, в которой я живу, которой я принадлежу). Между этими крайними полюсами есть еще ряд градаций в отношениях обладателя и обладаемого. Кроме того, аффиксы принадлежности могут выполнять и чисто синтаксические функции.

Аффикс принадлежности всегда предполагает наличие определения, однако оно далеко не всегда имеет место в виде отдельного лексического элемента, причем отсутствие определения обычно связано с характером значения, выражаемого аффиксом принадлежности, или со стилем речи:

  1. Аффикс принадлежности обозначает лицо и число обладателя без определения, указывая, «то внимание говорящего сосредоточено только на предмете обладателя: Зайыбымдын аты — Анархан, энемдин аты — Ажар, карындашым — Сакадай. ‘Имя моей жены Анархан, моей матери — Аджар, моя сестра — Сакадай’. Досу — кайгы, сырдашы — жаш, акылдашы — телмирткен ой (К. Жантөшев). ‘Его друг — печаль, собеседник — слезы, советчик — размышления’. Бул карындашымды тамырчы-табыптарга, кожо-молдолорго көрсөтөйүн дедим эле. ‘Эту сестру (мою) я хотел бы показать лекарям и знахарям’.
  2. Аффикс принадлежности может указывать, что определение уже упоминалось, и нет необходимости снова его повторять, иными словами, связывает определяемое с определением, которое может находиться не только за пределами данной конструкции, но и вне данного предложения и может стоять в любой грамматической форме: Миң адамдан сурасаң, миңи миң түркүн айтат (К. Жантөшев). ‘Спросишь у тысячи человек, тысяча (человек) тысячу разностей скажет’. Здесь аффикс принадлежности 3-го лица в слове миңи связывает его со словом адам в первой части сложного предложения. Мен адам болбойм, аке! Акыңыз болсо кечиңиз (К. Жантөшев). ‘Я не стану человеком, отец! Если я ваш должник — простите’. Слово акыңыз относится ко 2-му лицу единственного числа в вежливой форме, к которому обращена речь в предложении (аке ‘отец’). Соода деген саан уй эмеспи жарыктык, эсебин таап иштесе, бат эле көбөйүп кетет (фольк.). ‘Торговля — это дойная корова, если найти способ (торговать), можно быстро разбогатеть’. Аффикс принадлежности 3-го лица в слове эсебин связывает его со словом соода в первой части сложного предложения. Таким образом, в данном случае аффиксы принадлежности выступают как грамматические показатели семантических отношений.
  3. Аффикс принадлежности часто оформляет обращения, даже в тех случаях, когда они выражены собственными именами, выполняя при этом не только функцию грамматического указателя отношений между говорящим и собеседником, но и функцию стилистическую, подчеркивая особую почтительность или ласку говорящего: Сырттаным, мен бул этти бузуп, казанга салганча, кичипейилдик кылып, суу алып келе коюңуз! — деди. (К. Жантөшев). ‘Он сказал: «Храбрец мой, пока я разделаю мясо и опущу его в казан, сделайте милость, принесите мне воды!» О Кумайыгым, Эркиниң менен коюң аман болсо... (КЖантөшев). ‘О Кумайык мой, лишь бы были живы-здоровы твой Эркин и твои овцы’. Бара тур, сиңдим,— деди Калыйча Маржанкүлгө (Т. Сыдыкбеков). ‘Иди, сестра моя,— сказала Калыйча (обращаясь к) Марджанкуль’.Иногда к обращению присоединяется аффикс принадлежности 3-го лица, что также придает речи особую стилистическую окраску: Энекеси, уулуңдун көйнөгүн карачы(К. Жантөшев). ‘Мама (его), посмотри же на рубашку сына (его)!’ В этом предложении у слова энеке по логике должен быть аффикс принадлежности 1-го лица, а у слова уул — 2-го.
  4. Аффикс принадлежности 2-го лица может обозначать обобщенное отношение к собеседнику вообще, что весьма характерно для пословиц, поговорок, назиданий, наказов: Эки доочу бир келсе, амалыңдын кеткени, эки оору бир келсе, ажалыңдын жеткени (фольк.). ‘Если сразу (вместе) придут два истца, плохи (твои) дела, если сразу придут две болезни, смерть (твоя) близка’. Башыңды ким сыласа, машайыгың ошол, маңдайыңда ким отурса, сүйгөнүң да ошол (К. Жантөшев). ‘Кто погладит по голове (твоей), тот (твой) святой, кто сядет напротив (тебя), тот (твой) любимый’. В приведенных примерах речь направлена не к конкретному лицу, а обобщенно обращена ко всем, в том числе и к говорящему, как совет, назидание. Наличие лексического определения в форме местоимения 2-го лица (сенин) в данном случае невозможно.
  5. Приблизительно с таким же значением может быть использован и аффикс принадлежности 3-го лица. В этом случае обычно он оформляет названия двух предметов, лиц, которые по отношению друг к другу являются и обладателями, и предметами обладания: Абышкасы кемпирин издеп, атасы баласын эркелетип, эжеси сиңдисин ойнотуп. ‘Старик (ее) ищет старуху (свою), отец (его) балует ребенка (своего), старшая сестра (ее) нянчит младшую сестру (свою)’.
  6. Аффикс принадлежности 3-го лица может выступать как грамматический показатель синтаксических отношений, оформляя неспрягаемые глагольные формы (причастия, имена действия) в составе сказуемого и обозначая их отношение к 3-му лицу: Ким билсин жок, так эле Жакыптын колунан келди бул иш (Т. Сыдыкбеков). ‘Кому не известно, что это дело рук Жакыпа’. Үйдөн сүйлөнгөн сөзгө Курман көңүл бөлгөнү жок. ‘На слова, сказанные дома, Курман не обратил внимания’. Морфологически категория принадлежности выражается аффиксом -ныкы (-ники, -нуку, -нүкү), который исторически восходит к сочетанию аффикса родительного падежа и аффикса -кы, этимология которого недостаточно ясна.

Аффикс -ныкы присоединяется к слову, обозначающему обладателя. Наиболее полно категория принадлежности выражена местоимениями, которые образуют с этим аффиксом особые формы от личных местоимений: меники ‘мой’ (принадлежащий мне), сеники ‘твой’ и т. д. Сочетаясь с именами существительными, а также с любой другой частью речи, выступающей в роли существительного (с числительными, местоимениями, прилагательными, причастиями, именами действия), аффикс -ныкы образует слова, в которых основа указываст на обладателя: атамдыкы ‘принадлежащее моему отцу’, бирдики ‘принадлежащсе одному’ и т. п.

Слова с аффиксом -ныкы никогда не выполняют функции определения. Основная синтаксическая роль их — выражение сказуемого, но они могут выступать также в роли подлежащего и дополнения, склоняясь как имена существительные с аффиксом принадлежности 3-го лица: Жылкынын ээси — Камбар ата, төөнүкү — Ойсул ата, эчкилердики — Чычаң ата, уйдуку — Заңги баба, койдуку — Чолпон ата, эгиндики — Баба дыйкан, устаныкы — Дөөтү (фольк.). ‘Покровитель лошадей — Камбар-Ата, верблюдов — Ойсул-Ата, коз — ЧычанАта, коров — Занги-Баба, овец — Чолпон-Ата, хлебоз — Баба-Дыйкан, мастеров — Давид’. Айттын тамашасы элдики, жамбашы Шокемдики, көп болсо териси меники (Т. Сыдыкбеков). ‘Праздничные игры — народу;, подвздошную кость — Шоке, и всего-навсего шкура — мне’.

Если вы нашли ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter