Частицы этого разряда используются с оценочно-вопросительным значением. Вопрос в данном случае относится не к собеседнику, а к самой высказываемой мысли, в достоверности которой говорящий как будто слегка сомневается. Относятся эти частицы ко всему предложению в целом.
Частица бейм этимологически восходит к сочетанию вопросительного аффикса -ба личной формой глагола де (-бы+де+й + м<.бейм). Частица стоит всегда в конце предложения, которому придает оттенок предположительности и вопросительности. При этом вопросительная интонация зависит от того, на каком из этих признаков акцентируется внимание говорящего, а потому может наличествовать, а может и отеутствовать. Байкабай каласыз бейм? (К. Баялинов). ‘Не заметите все же?’ Күлкүгө көтөрүлө түштү бейм? (Т. Сыдыкбеков). ‘Предался смеху?’ Быйыл айгырлар куп табына келди бейм. (Н. Байтемиров). ‘В этом году жеребцы в хорошем состоянии (так ли? так думается)’. Кумда өлүгү калган бейм (Ж. Бөкөнбаев). ‘Труп остался в песках, так ведь’.
Частица белем этимологически представляет собой сочетание вопросительного аффикса -бы и недостаточного глагола эле в личной форме (-бы+эле+м=белем). Это функциональная частица, так как образовалась она за счет использования вспомогательпого глагола в необычной для него роли с вопросительным значением. Омонимичная ей форма вспомогательного глагола употребляется в составе сложного сказуемого, где белем указывает на 1-е лицо единственного числа подлежащего: Же мен байкуш силерге өгөй белем, айтчы, энем (Ж. Турусбеков). ‘Или, бедный я, вам не родной, скажи, бабушка’.
Функция частицы белем в основном тождественна функции частицы бейм: Аскер кызматы ага жаккан белем (Т. Сыдыкбеков). ‘Армейская служба понравилась ему (думается мне, не так ли)’. Бул топтун күлкүчүсү тигил Акия деген кетирейген сары келин белем (Т. Сыдыкбеков). ‘Заводила в этой группе — вон та курносая рыжая молодуха по имени Акия (так ли)’. Айтылуучу аңгеме айтылып, күлөр күлкү түгөнгөн белем (С. Сасыкбаев). ‘Все, что надо было сказать, сказано, рвущийся наружу смех, видимо, вылился’.
Иногда частица белем выступает в роли составного компонента сказуемого, сохраняя при этом вопросительно-предположительный характер и сочетаясь с личными аффиксами 2-го лица, а также без специальных показателей используется при подлежащем в форме 3-го лица: Капырай, баласаак белемсиң? (С. Сасыкбаев). ‘Вон ведь как, значит ты чадолюбив?’ Э, эжеке, алжып калган белемсиң (Ж. Турусбеков). ‘Э, сестричка, да ты из ума выжила’. Э, жарыктык! Чындыгында эле бир бабыр белемсиз! (А. Убукеев). ‘О, боже! Да вы и вправду говорун’.